01.09.2008

Ученые обнаружили протеин, производящий «полезные» жиры

Исследования ученых Диабетического Центра Йослина показали, что протеин известный своей способностью вызывать рост костей, может способствовать формированию коричневого жира, помогающего увеличить энергозатраты в виде высвобождаемого тепла и играющего определенную роль в борьбе с ожирением. «Ожирение приобрело масштабы эпидемии, став предшественником множества заболеваний, - говорит доктор физиологии Ю-Хуа Тсенг (Yu-Hua Tseng), - и мы надеемся, что наше исследование поможет в борьбе с ним».

Тсенг отметил, что ожирение является главным фактором риска диабета типа два и очень тесно связано с метаболическим синдромом – набором медицинских проблем, ассоциирующихся с инсулинорезистентностью и последующим атеросклерозом.
Исследуя клетки мышей, Тсенг с коллегами обнаружили, что производимый костями протеин BMP-7 переносит предшественники клеток, обеспечивающих созревание коричневых жировых клеток. В организме человека имеются два главных типа жировых клеток – белые и коричневые. Белые предназначены для сохранения энергии, а коричневые для выработки тепла. По мере взросления организма коричневых клеток остается все меньше, но их предшественники сохраняются. В 2005 году доктор Тсенг с коллегами открыли ген, контролирующий  создание предшественников коричневых жировых клеток. Позже доктор С. Рональд (C. Ronald) обнаружил кластеры коричневых жировых клеток, разбросанные между мышечными волокнами мышей.

Теперь, как считают ученые, введение ВМР-7 может спровоцировать развитие коричневых жировых клеток. В ходе одного из экспериментов такая практика привела к меньшему набору веса мышами по сравнению с их сородичами, не получавшими протеина ВМР-7. В другом эксперименте мыши, получавшие предшественников ВМР-7, также показали увеличение числа коричневых жировых клеток. Семья протеинов ВМР известна тем, что регулирует формирование внутренних органов во время эмбрионального развития. Ученые надеются, что дополнительные сведения об этих протеинах позволят разработать новые препараты для борьбы с ожирением терапевтическими средствами.

«Диета и упражнения все еще являются лучшими средствами регулирования веса тела, - говорит доктор Тсенг, - однако, для людей, генетически склонных к ожирению, они могут давать весьма незначительный эффект. Для них повышение энергозатрат при помощи увеличения числа коричневых жировых клеток может стать действенным инструментом борьбы с ожирением».

Источник: http://www.joslin.org/1083_4447.asp