14.06.2010

Тренировки против болезни Альцгеймера

30 апреля, 2010 года

Кажется, что у американцев есть о чем побеспокоиться. В частности, это угроза еще одной атаки сумасшедших террористов, которая не покидает коллективное сознание, равно как и продолжающаяся тенденция спада в экономике. Но есть и другая беда, которая еще реальней, и она касается людей, родившихся во время послевоенного демографического взрыва. Этой бедой является болезнь Альцгеймера (AD). Ожидается, что в ближайшие годы, по мере старения представителей послевоенного поколения, число таких заболеваний будет расти.

Обычно это происходит, кода человек достигает возраста 65 лет. В одном из научных исследований было сделано предположение, что к 2050 году болезнью Альцгеймера будет страдать каждый из 85 жителей США. Эта тревожная статистика, несомненно, призывает нас к определенным действиям. Предстоящая серьезная угроза пока еще не вышла из зоны внимания ученых всего мира, которые напряженно работают над возможностью ее устранения. Всего пару дней назад было опубликовано общее мнение ученых, собравшихся на два дня в Национальном Институте Здоровья. В нем говорится о возможных методах предотвращения AD, однако перед тем, как обсудить эти методы, возможно, стоит выяснить, что, собственно, эта болезнь означает.

Впервые эту болезнь описал немецкий врач Алоис Альцгеймер (Alois Alzhemier) еще в 1906 году, основываясь на анализе вскрытия трупа женщины с различными умственными отклонениями, включающими потерю памяти, нарушение речи и непредсказуемое поведение. Исследование мозга пациентки выявило необычные сгустки белковой массы, позднее получившие название бета-амилоидные бляшки, а также клубки другого мозгового белка, названного Тау. Оба эти аномальных признака стали основными для диагностирования AD. Спустя годы, этот случай заболевания превратился в широкомасштабный недуг и в настоящее время охватывает от 60 до 80 процентов всех случаев слабоумия. Установлено, что болезнью Альцгеймера страдают 5,3 миллиона американцев, и в США она занимает шестое место среди болезней, приводящих к смертельному исходу, и пятое место по летальному исходу среди людей старше 65 лет. Правда, есть предположение, что от АD умирают и более молодые люди, хотя значительно реже.

В этой связи ученые решили провести рандомизированное контролируемое исследование различных факторов, которые, как полагают, относятся к мерам, защищающим от заболевания AD. Они выяснили, что наличие гена аполипопротеина А4 увеличивает вероятность заболевания AD, однако это не означает, что болезнь в этом случае неизбежна. В статье не упоминается о том, что это часто случается с людьми, перенесшими травму головы, например, с боксерами и участниками боев без правил, но особую опасность болезнь представляет для лиц с генами аполипопротеина А4.

Другими факторами, повышающими вероятность заболевания, являются хроническое повышенное кровяное давление, диабет (если быть более точным – высокий уровень инсулина в состоянии покоя) и высокий уровень холестерина в среднем возрасте. Хотя для защиты от AD и предлагаются различные нутриенты, но, согласно статистике, потребление многих из них, включая рыбий жир и комплекс витаминов В с фолиевой кислотой, недостаточно эффективны. К тому же, в некоторых статьях говорится об их пользе, а в других статьях утверждается нечто противоположное.

Кроме того, рекомендуемая, богатая овощами диета с низким содержанием насыщенных жиров также мало помогает. Предполагается, что реальной защитной мерой от понижения когнитивных способностей могут стать физические упражнения.

Итак, основными выводами проведенных исследований является то, что никаких очевидных методик, способных защитить от AD, не существует. Однако почти все исследовательские работы, на которых основываются это утверждение, продолжались не более, чем два года, в то время как AD может развиваться несколько лет, прежде чем ее симптомы станут очевидными. Таким образом, изучение превентивных методик в течение всего лишь двух лет или меньше, не привели к каким-либо ощутимым результатам. Однако налицо очевидные факты, что эта болезнь сопровождается масштабным инфламаторным явлением, которое, возможно, является основополагающей причиной заболевания. В этой связи методы профилактики, направленные на снижения воспалительных процессов мозга могут оказаться вполне эффективными.

Один из способов избежать появления этой болезни – не допускать ожирения, особенно такого, которое начинается в возрасте около 40 лет. Физические упражнения, равно как и потребление пищи, богатой антиоксидантами, тормозят воспалительные процессы. В ходе одного исследования выяснилось, что если придерживаться Средиземноморской диеты, то есть низконасыщенных жиров и пищи, богатой антиоксидантами, то можно снизить риск заболевания AD на 40 процентов. По предварительным данным, DHA - одна из Омега-3 жирных кислот -  предотвращает накопление белка бета-амилоид в мозге, что является признаком заболевания AD.

Как выяснилось, куркумин, полученный из корня куркумы, не только препятствует накоплению амилоида в мозге, но, как кажется, способствует выведению его из организма посредством определенных компонентов иммунной системы. Даже если ежедневно выпивать 5-6 чашек кофе, то это значительно снизит риск заболевания болезнью Альцгеймера, поскольку в этом напитке обнаружены компоненты, обладающие антиоксидантными свойствами.

То же самое можно сказать и о зеленом чае, и по результатам одного исследования стало известно, что его потребление снижает риск заболевания AD на 78 процентов. Одним из самых важных действий, которые вы можете предпринять для предотвращения данного заболевания – это заботиться о здоровье своей сердечнососудистой системы, так как ее состояние связано с активностью генов аполипопротеина A4, которые, как обнаружилось, являются фактором риска развития AD.

Физические упражнения и поддержание нормального кровяного давления помогают также избежать такого вида заболевания, как сосудистая деменция, которая во многом напоминает AD. Значительно снизить уровень Тау протеина, формирующего основу нервных нарушений, свойственных этому заболеванию, а также повысить тепловой шоковый белок 70 могут никотинамид и другие витамины группы В. Уровень теплового шокового протеина 70 можно повысить при помощи физических упражнений, которые, к тому же, повышают нейротропный фактор мозга, призванный «ремонтировать» поврежденные нейроны.

Таким образом, хотя согласованный отчет по данной проблеме и кажется малоперспективным в смысле профилактики AD, не следует забывать, что эти выводы основываются на «научном методе». Короче говоря, это означает, что в науке ничего нельзя считать явным, пока какой-либо факт не будет подтвержден разными учеными или  исследователями. Может пройти несколько десятилетий, прежде чем данное предположение будет принято учеными за непреложную истину. А тем временем, я считаю разумным не ждать однозначного ответа ученых, а применять описанные выше предварительные методики, поскольку с их помощью вы, по меньшей мере, улучшите качество жизни, а это вам отнюдь не повредит.

Источник: www.ironmanmagazine.com/blogs/jerrybrainum/?p=189