09.07.2010

10-минутная тренировка продолжает влиять на организм в течение последующего часа

Короткая десятиминутная тренировка запускает процесс метаболических изменений, которые длятся по меньшей мере в течение одного часа. Это не очень хорошая новость для новичков: чем лучше ваша спортивная форма, тем больше пользы вы получаете от тренировки.

Все мы знаем, что физические упражнения и соблюдение диеты в большой степени определяют наше здоровье и, кроме всего прочего, защищают организм от сердечных заболеваний и диабета. Но что лучше для здоровья: тренировки в поте лица или употребления в пищу, скажем, больше оливкового масла, чем насыщенных жиров? И имеют ли некоторые люди определенное биологическое преимущество перед другими?

Все эти вопросы, относятся к новому направлению раздела метаболизма – метаболомике - и призваны ответить на вопросы оптимизации вышеупомянутых преимуществ или найти признаки, которые могут оповестить нас о возможном риске заболевания и найти новые способы лечения этих болезней.

«Мы только начинаем разрабатывать каталог метаболического различия между людьми», - говорит доктор Роберт Герцтен (Robert Gerszten), работающий в центральном госпитале штата Массачусетс, чья научная команда недавно продвинулась к поставленной цели еще на один шаг.
В одном из экспериментов ученые измеряли биохимические изменения в крови у разных людей (у здоровых молодых людей среднего возраста, некоторые из которых страдали одышкой, и у марафонцев).

У 70 здоровых человек тренировавшихся на движущейся дорожке, обнаружилось более 20 метаболитов, которые изменялись по мере выполнения упражнений и естественным образом производили компоненты, участвующие в сжигании калорий и жировых клеток, а также улучшающие уровень сахара в крови. Некоторые из участников эксперимента ранее никогда не занимались физкультурой. В процессе выполнения упражнений у одних субъектов улучшился процесс сжигания жира, у других понизился уровень разрушении клеток.

Однако полученные результаты довольно-таки шатки и являются первым шагом в комплексном исследовании. Тем не менее, они подтверждают современную истину о том, что даже кратковременные тренировки полезны для здоровья.

«10 минут на тренировку окажут часовой эффект на ваш организм», - говорит Герцтен, который обнаружил некоторые метаболические изменения, начинающиеся после десятиминутной тренировки на движущейся дорожке и продолжающиеся в течение одного часа после того, как люди уже «остыли».

Как правило, приблизительно через десять минут после того, как вы перестаете двигаться, частота сердечных сокращений возвращается к норме. Таким образом, по результатам исследования, подробно описывающего биохимические изменения, делается предположение, которое Герцтен назвал «привлекательным подтверждением» того, как физические упражнения могут привести к долговременной пользе.

Вернемся к крови. По недавно опубликованным материалам одного из Гарвардских институтов, для более поджарых людей характерно большее увеличение количества метаболита под названием ниацинамид – вещества, являющегося побочным продуктом, участвующим в регулировании уровня сахара в крови.

Можно ли наладить метаболизм?
Наблюдая за расщеплением жиров, ученые обнаружили по измерениям потребления кислорода во время тренировки, что у физически более подготовленных людей сжигание жира, как оказывается, происходит более интенсивно, чем у менее тренированных или у людей с затрудненным дыханием - возможным признаком сердечной болезни.

У 25 высокоподготовленных марафонцев из Бостона после забега наблюдалось десятикратное повышение метаболита. В то же время, другие изменения продуктов метаболизма дают возможность ученым определить бегунов, которые бежали дистанцию более четырех часов, поскольку их скорость не была такой же высокой.

«У нас есть краткая химическая характеристика более подготовленного спортсмена. Теперь нам предстоит выяснить, улучшится ли физическое состояние атлетов, если их метаболизм приблизится к вышеупомянутым характеристикам», - сказал Герцтен, считающий своей основной задачей улучшение сердечной деятельности человека.

«Не думайте, что наступит время, и какая-нибудь чудодейственная таблетка сможет заменить тренировки. Недавно проведенное исследование показывает, насколько сложен отклик организма на физические упражнения», - сказала доктор Дебби Муйо (Debbie Muoio) из Медицинского центра Университета Дюка. Однако ученые ищут пищевые компоненты, которые помогли бы запустить метаболические процессы. Например, Муйо обнаружила, что мышцы животных, страдающих диабетом, испытывают недостаток метаболита карнитина, и что потребление ими этого нутриента повышает уровень сахара в крови.

Сейчас Муйо начинает пилотное исследование 25 взрослых людей с начальными признаками диабета, рассчитывая, что пищевые добавки с карнитином смогут им помочь так, как они помогли подопытным животным.

На очереди проведение совместного с учеными из Университета в Вермонте исследования, целью которого будет выяснение влияния метаболических изменений на показатели здоровья людей, чередующих строгую Средиземноморскую на высокожирную.

Источник: www.msnbc.msn.com