19.12.2014

Почему некоторые люди здоровы, несмотря на ожирение

Фрон Джексон-Уэбб

Согласно недавно проведенному научному исследованию, опубликованному в журнале Cell, некоторые люди могут оставаться метаболически здоровыми, даже несмотря на избыточный вес, ввиду низкого производства организмом специфической молекулы.

Высокий уровень данной молекулы, называемой гем-оксигеназой-1 (heme oxygenase-1, HO-1), связан с развитием метаболических заболеваний, таких как диабет и болезни сердца, а также с высоким кровяным давлением и высокими концентрациями сахара и холестерина, что собственно и приводит к таким заболеваниям.

Ранее проведенные эксперименты на мышах показывают, что блокада HO-1 может улучшить метаболическое здоровье. Это открывает перед нами новую потенциальную стратегию лечения болезней, связанных с ожирением.

Кроме того, в ходе ранее проведенных исследований было установлено, что 25-30 процентов людей, страдающих ожирением, не имеют метаболических болезней или факторов риска. Между тем, причины данного феномена были неизвестны. В связи с этим ученые Венского Медицинского Университета и Института Иммунобиологии и Эпигенетики имени Макса Планка (Фрейбург, Германия) решили проанализировать влияет ли на данный эффект молекула HO-1.

В ходе научных исследований у людей, страдающих ожирением и инсулинорезистентностью, в печени и жировых тканях была обнаружена высокая концентрация HO-1 по сравнению с теми, кто имел ожирение, но при этом был метаболически здоров. Затем в экспериментах на мышах в иммунных клетках (макрофагах) у подопытных удалили ген, отвечающий за HO-1. В результате этого у грызунов улучшилась функция печени и повысилась чувствительность к инсулину, что в свою очередь указывает на улучшение метаболического здоровья.

Таким образом, будучи сильнейшим прогностическим фактором нездорового ожирения, молекула HO-1 теперь является потенциальным биомаркером для определения метаболического нарушения у людей, страдающих ожирением, с целью выявления начала развития заболеваний, говорят ученые. «Данная информация позволит врачам использовать целевые методы в профилактике прогрессирования болезней, особенно у тех людей с ожирением, которые демонстрируют ранние признаки диабета 2 типа», – отмечает глава исследования Дж. Эндрю Посписилик (J. Andrew Pospisilik) из Института Макса Планка.

А сейчас эта группа ученых изучает возможность манипуляции уровнем HO-1 у людей, в частности возможность уменьшения ее концентрации, с помощью лекарственных препаратов.

Главный научный сотрудник Гарванского Института, профессор Лесли Кэмпбелл (Lesley Campbell), не участвовавший в данном эксперименте, отмечает, что полученные результаты имеют большое значение, однако, манипуляция молекулой HO-1 в человеческом организме все еще является гипотезой, требующей дальнейших исследований.

«В частности это обусловлено отсутствием надежных свидетельств того, что выключение или блокада данного гена у людей сыграет большую разницу», – утверждает она. - По данному вопросу необходимо дальнейшее проведение научных работ, причем более продолжительных, дабы изучить влияние различных условий на данный маркер».

Профессор Кэмпбелл также отмечает, что прорывы в лечении ожирения случаются редко, поскольку в случае изменения реакционной системы человеческого организма в ходе проведения потенциальной терапии высока вероятность появления нежелательных побочных эффектов. «Имея дело с какой-либо из функций организма, нужно позаботиться о том, чтобы не нарушить другую не менее важную систему», – добавляет она.

Профессор медицины Джозеф Пройэтто (Joseph Proietto) из Университета Мельбурна говорит, что альтернативная теория здорового ожирения заключалась в способности организма некоторых людей вырабатывать больше «пустых» жировых клеток, имитирующих избыточный подкожный жир. Однако, даже метаболически здоровые люди с ожирением, имеют риск развития других заболеваний, отмечает он.

«Ожирение влияет на состояние всех тканей, поэтому несвязанные напрямую с метаболическими проблемами осложнения, такие как синдром обструктивного апноэ во время сна, повышенный риск развития рака, могут появиться в любом случае».

Адъюнкт-профессор Анна Питерс (Anna Peeters), заведующая кафедрой Ожирения и Здравоохранения из Института Сердца и Диабета имени Бейкера, отмечает, что подход авторов исследования к улучшению метаболического здоровья людей, страдающих ожирением, является довольно интересным.

«Это очень важно, учитывая то, насколько сложно предотвратить развитие ожирения», – говорит она.

«Ожирением в Австралии страдает более четверти взрослого населения, а более трети – избыточным весом. Кроме того, ожирение или избыточный вес имеют более четверти австралийских детей».

«На данный момент существует лишь несколько методов лечения ожирения, при этом известно, что даже умеренное снижение веса может иметь значительные положительные для здоровья эффекты», – говорит Питерс.

«Очевидно, что тем, кто живет с ожирением, необходима более здоровая диета, более высокий уровень физических нагрузок, более низкий уровень сидячей активности, а также более низкий уровень подкожного жира для того чтобы получить более здоровый метаболический профиль», – добавляет она.

theconversation.com/