08.11.2015

Компоненты гигиенических средств могут стимулировать рост раковых опухолей

Группа веществ, которые обычно применяются в производстве косметики и других гигиенических средств, могут стимулировать рост раковых клеток в груди в гораздо более низкой дозировке, чем считалось ранее, как выяснилось в ходе нового исследования.

Исследование было проведено на человеческих раковых клетках, выращенных в лабораторных условиях, и пока неясно, действуют ли эти химикаты, которые называются парабены, подобным образом в человеческом организме. Однако как показали данные предыдущих лабораторных исследований и экспериментов на животных, эти вещества имитируют активность гормона эстрогена, что означает, что они могут быть связаны рецепторами, которые в человеческом организме обычно связывают эстроген. Это тревожно, так как связывание эстрогена соответствующими рецепторами провоцирует размножение клеток, что повышает риск рака груди, рассказал доктор Дейл Лейтман, руководящий автор исследования и адьюнкт-профессор диетологии и токсикологии в университете Калифорнии, Беркли.

Парабены - это разновидность химических консервантов, которая широко применяется в потребительских товарах, в том числе в шампунях, лосьонах для тела и солнцезащитных кремах. Как рассказал Лейтман, известно, что парабены могут активировать те же метаболические механизмы, что и эстроген, хотя предыдущие исследования показывали, что это воздействие довольно слабо. "Из-за слабости воздействия эти вещества считали безопасными", в основном из-за низкого уровня в организме человека. Однако в предыдущих исследованиях ученые изучали парабены сами по себе. "Проблема в том, что в лаборатории исследуется лишь один компонент за раз, а в организме наблюдаются комбинации" воздействия различных веществ, рассказал Лейтман.

В этом исследовании, опубликованном в журнале "Environmental Health Perspectives", ученые изучали воздействие парабенов в смеси с дополнительным компонентом: особой разновидностью фактора роста, херегулином, который также связан с ростом раковых клеток груди. В ходе эксперимента ученые наблюдали за ростом клеток под воздействием и парабенов, и херегулина по сравнению с клетками, которые обработали только парабенами. Ученые обнаружили, что добавление херегулина даже при снижении уровня парабенов в 100 раз все равно ускоряет рост раковых клеток в несколько раз по сравнению с теми, которые не были им обработаны.

Другими словами, в присутствии херегулина парабены ускоряют рост раковых клеток в 100 раз по сравнению со стимулированием клеток только парабенами.

Такой высокий потенциал означает, что парабены могут оказывать воздействие даже на том уровне, в котором они присутствуют в человеческом организме, сообщил Лейтман. Вместе с тем, Лейтман подчеркнул, что для определения безопасного уровня этих веществ понадобятся дополнительные исследования. Лабораторные исследования и эксперименты на животных - это непрямой путь к оценке потенциальной угрозы парабенов, отметил Лейтман. "Все, что мы можем сказать на основе данных нашего исследования, что для определения уровня безопасности парабенов необходимо тестировать их не самих по себе, а в сочетании с другими химическими веществами, которые стимулируют размножение клеток", - сообщил он.

Доктор Чжанган Чен, доцент здравоохранения в университете штата Теннеси Ноксвилль, который не участвовал в исследовании, согласен с этим. "В подобных исследованиях, которые изучают эффект только на изолированных клетках, может не отразится подлинный сценарий, реализуемый в целостной биологической системе", - рассказал Чен. Однако дополнительные исследования способны показать, как другие химические вещества могут повлиять на связь парабенов с риском рака груди.

Действительно, этот эксперимент пробуждает сомнения в "безопасном уровне" применения парабенов в косметической промышленности, а значит, его следует переоценить. Тем не менее, необходимо больше исследований для окончательных выводов относительно безопасности парабенов, сообщил Чен.

Источник: livescience.com