08.01.2016

Вы одиноки? Тогда у вас больше шансов заболеть!

Как показали результаты исследования, одиночество может быть фактором риска для здоровья и даже повысить вероятность преждевременной смерти, хотя причины этой взаимосвязи пока не ясны. Ученые обнаружили еще один способ влияния одиночества на здоровье человека: оно может способствовать изменениям на клеточном уровне, которые снижают способность организма сражаться с вирусной инфекцией.

В ходе исследования на 141 пожилом человеке ученые искали взаимосвязь между одиночеством и экспрессией генов белых кровяных телец, которые участвуют в защите организма от вирусов и бактерий. Среди участников исследования 36 человек были классифицированы как хронически одинокие. Ученые выяснили, что у хронически одиноких людей в клетках наблюдаются признаки повышения экспрессии тех генов, которые участвуют в воспалительных процессах и отражают бактериальную инфекцию, по сравнению с клетками других людей. Одновременно у них в клетках наблюдался пониженный уровень экспрессии генов, которые борются с вирусными инфекциями.

Такая разновидность экспрессии генов "изменяет организм, повышая вероятность воспалительной реакции" сообщил автор исследования Джон Касиоппо, психолог университета Чикаго. Хотя эта реакция "приводит организм в состояние готовности к бактериальной инфекции". Однако похоже на то, что это происходит за счет способности бороться с вирусной инфекцией. Другими словами, у одиноких людей организм переключается "с защиты от вирусов на защиту от бактерий" рассказал Касиоппо.

Более того, данные исследования показывают, что одиночество и воспалительная экспрессия генов взаимосвязаны и способствуют взаимному усилению: у хронически одиноких людей через год после проведения исследования наблюдалась воспалительная экспрессия генов и наоборот, люди с воспалительной экспрессией генов через год после проведения исследования были одиноки. Эти результаты нельзя объяснить другими факторами, такими как депрессия, уровень стресса или степень социальной поддержки, полагают ученые.

В ходе дополнительного эксперимента этого исследования ученые обнаружили такое же воспалительное переключение экспрессии генов одиноких макак. Они также выяснили, что это переключение связано с повышением производства иммунной системой незрелых клеток, которые называются моноциты. Эти клетки с высоким уровнем экспрессии воспалительных протеинов и низким уровнем экспрессии антивирусных протеинов.

В ходе эксперимента на обезьянах ученые выяснили, что эти воспалительные изменения в экспрессии генов привели к реальным последствиям для здоровья обезьян. При инфицировании животных вирусом иммунодефицита обезьян, вирус быстрее размножался в крови и мозге одиноких животных, чем у остальных. Одинокие обезьяны "демонстрировали ускоренное развитие болезни по сравнению с неодинокими обезьянами",пояснил Касиоппо.

Ученые рассказали, что планируют продолжить изучение негативного влияния одиночества на состояние здоровья в долгосрочной перспективе и поиски способов профилактики этого явления у пожилых людей.

Исследование опубликовано в журнале PNAS.